Лекция: Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы. 5 страница

Результатом размышлений Будды и одновременно путем выхода из создавшегося положения было учение о четырех благородных истинах. Первая благородная истина буддизма гласит: «Сущность жизни есть страдание». Вторая благородная истина говорит об источнике страданий: «Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовлетворением и страстями». Третья благородная истина объясняет, как можно уничтожить страдание: «это полное бесследное уничтожение этой жажды». Наконец, четвёртаяистина одновременно является “благородным восьмеричным путём” или способом решения этой задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.

Будда приходит к выводу, что жизнь полная наслаждения и жизнь полная отказа и ограничения своих желаний – равно далеки от правильного пути. Этот путь лежит посередине и поэтому называется «срединным». Он имеет восемь ступеней. Это правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильные способ жизни, правильное усилие, правильное понимание, правильное сосредоточение.

Первая и вторая ступень связаны с обретением мудрости. С третьей по шестую – с моральным поведением. А седьмая и восьмая относятся к области особой тренировки мысли.

Будда подчеркивал, что восьмеричный путь – это не лестница, по которой необходимо карабкаться ступень за ступенью. Просветления можно достичь, только одновременно культивируя в себе все качества.

Человек, который прошел этот путь сначала достигает самадхи (просветления), а затем нирваны. Нирвана в переводе с санскрита означает угасание. Это внутреннее состояние человека при котором угасают, притупляются все чувства и привязанности, а вместе с ними и восприятие окружающего мира. Это внутреннее угасание чувственности и телесности освобождает человека от его страдающего «Я» и от жажды жизни, которая тянет всех живых существ к перерождениям.

Обретению нирваны предшествует состояние Бодхисаттвы (существо, стремящееся к просветлению) – это человек, которому остался один шаг до нирваны, но он сознательно не делает его, чтобы с успехом просветлять еще непросвещенных. Таким был Будда до момента погружения в нирвану.

Буддизм не принадлежит ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Правда Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ, но считает, что они подчинены действию закона Кармы и не могут помочь человеку выйти из закона перерождений. Будды не могут, подобно богам других религий, создавать мир, руководить стихиями, они не могут карать грешников или награждать праведников.

Религиозный культ в буддизме подчинен одной цели – достижению нирваны. На практике человек должен пройти три ступени. На первой ступени ему необходимо уверовать в три сокровища (Будду, его учение и буддийскую общину). На второй ступени расходятся пути основной массы верующих и мирян, создается институт монашества. Мирянин должен вести праведную жизнь, которая сводится к пяти заповедям: не причинять вреда ничему живому, не воровать, не прелюбодействовать, не говорить неправды, не пить спиртных напитков и не принимать дурманящих веществ. Заповеди близки иудейскому Декалогу, который позже заимствует христианство. Но есть различие: в христианстве «не убий», относят только к людям. А в буддизме ко всему живому, так как все живое находится в непрерывной цепи перерождений. Наконец, последним условием культовой практики в буддизме является медитация.

В целом, культовая практика в буддизме не получила такой детализации и регулярности, как в христианстве. Религиозная жизнь верующих сводится к посещению святых мест рождения, просветления, смерти Будды, храмов с какой-либо реликвией, ступ (своеобразных пирамид, являющихся местом захоронения святых или священных предметов), принятия обетов.

Литература основная:

Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., 1998.

Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Ростов/д, Феникс. 2001.

Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2006.

Литература дополнительная:

Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. М.: Республика, 1995.

Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992.

Буддизм: Четыре благородных истины [Сб. / Сост. Я. Боцман]. — Х., 2001.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,1987.

Кожевников В.А.Повести о перевоплощениях Готамо-Будды и их значение
в истории развития буддизма // Вопр. философии. — 1997. № 2.

Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.,1983.

Кочетов А.Н. Буддизм.М.,1965

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. М.,1994.

Буддийский взгляд на мир (коллективная монография). СПб., 2002.

Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е.А. Торчинова. — СП6., 2001.

Эрикер К.Буддизм / Пер. с англ. — М., 1999.

 

Тема 12. Распространение буддизма. Основные направления и школы.

Наивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колесница»), самая многочисленная ветвь буддизма.

Хинаяна допускает спасение только для монахов. Они видят в Будде великого учителя, который указал путь к спасению. Все остальные люди испытывают на себе действие закона «зависимого существования» (Кармы), который обуславливает взлеты и падения в истории государств, народов, отдельных семей и индивидов. Миряне могут только бороться за частичное улучшение своей кармы. Полное искупление кармы доступно только монахам.

Махаяна – рассматривает Будду не как конкретную личность, а как олицетворение высшего начала абсолютной мудрости, абсолютного совершенства и допускает спасение не только для монахов, но и для мирян,ее доктрины, ритуал, мифология вовлекали в сферу влияния самые широкие слои населения. В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв – индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Третье направление буддизма ваджраяна – алмазная колесница, оформилось в середине 1 века. Для неё характерно мгновенное как удар молнии просветление, что отличает её от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления – тантра («непрерывность», поток «психики»). Варджаяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику. Главное в тантрическом буддизме не философия, а практика – медитация и грубые магические обряды, включающие и сексуальную практику. Тантризм учит, что всё даже желание можно использовать для освобождения, ведь страсти – это форма энергии.

В У1-ХП вв. на базе махаяны сформировалась оригинальная школа чань-буддизм в Китае и дзэн-буддизм в Японии. Школа чань отвергает стремление к нирване, ограничения во имя перспективы стать Буддой или Бодхисаттвой и призывает научиться брать от жизни всё и сейчас. Чань-буддизм утверждает: истина и Будда всегда находятся вокруг человека, надо только их найти, узнать и понять. Кто не сможет найти Будду и истину во всем окружающем, не найдет их нигде. В центре внимания чань-буддизма – свободный от обязанностей, отрешенный от мирских забот человек, готовый посвятить себя умению жить для себя. Для этого требовалась специальная подготовка. Решительно отрицалось знание книжное и предоставлялся полный простор интуиции. Чтобы разум мог добиться интуитивного видения истины он всегда должен находиться в состоянии сосредоточенности. Сокровенные истины буддизма, согласно учению дзен-буддизма, передаются непосредственно от учителя к ученику.

 

Литература основная:

Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2006.

Литература дополнительная:

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай / Пер. с фр. — СПб.,
1994.

Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. — М., 1977

Плоть и кость дзен. Калининград, 1992.

Кочетов А. Н. Ламаизм. — М., 1978.

Уотс А. В. Путь Дзэн. — К., 1993.

Ферштайн Г. Тантра / Пер. с англ. — М., 2002.

 

 

Тема 13. Мировые религии: христианство, истоки и развитие.

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство — самая распространенная религия на земном шаре, насчитывающая в своих рядах более 2-х млрд. человек.

Согласно общепринятому мнению, христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (Палестина), господствовавшей тогда на всем Средиземноморье. В рассматриваемый период Палестина представляла собой объединение из нескольких государственных образований, самыми крупными из которых были Галилея, Самария, Иудея. Эти государства были связаны между собой общностью религии, отчасти языка, культуры. Они управлялись назначенными римлянами царьками, власть которых ограничивал римский наместник – прокуратор (во времена Иисуса эту должность занимал Понтий Пилат).

Палестина (вернее её небольшая часть – Иудея с Иерусалимом) была официальным центром иудаизма – единственной в мире в те времена монотеистической религией. Кроме этого Палестина занимала промежуточное геополитическое положение между Западом и Востоком. Поэтому любые оригинальные идеи, возникающие в этой среде, где сплавлялись воедино культуры многих народов и цивилизаций, не казались столь резко враждебными сущности какого-либо из двух великих полюсов мира. Среди других причин появления христианства можно назвать острейший кризис рабовладельческого строя. Вся власть в империи находилась в руках императора: в его честь воздвигались храмы, алтари, статуи; ему приносили жертвы, как Богу; именем императора называли города. В римских провинциях даже свободное население было бесправным, подвергалось насилиям и грабежам со стороны римских чиновников и местной знати. Нередко вспыхивали народные восстания.

После подавления выступлений народа широкое распространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угнетателям. Эти настроения нередко выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавлении от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. А для народов окраин Римской империи эти боги являлись еще и символом чужеземного гнета. Необходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам. Такой религией стало христианство.

Религиозным истоком христианства было иудейское сектанство (в частности, секта ессеев) в значении течения представлявшего оппозицию официальному иудаизму. Члены этой общины появились во П -1 в. до н.э., к началу н.э. они удалились в пустыню и создали замкнутую организацию. Для учения ессев и ранних христиан были характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенности богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприношений, и мессианство (мессия от др. евр. Машиах, букв. Помазанник, посланник божий, Спаситель). В Мессии ессеи и ранние христиане видели Спасителя, который как чудо изменит их жизнь к лучшему. Однако ессеи не получили такого распространения как христианство, из-за своей замкнутости, отсутствия широкой проповеди, в том числе, об уже свершившемся приходе мессии – Христе (Спаситель по-гречески – Христос). Из признавших в Иисусе мессию-спасителя в Малой Азии и египетской Александрии стали формироваться христианские общины.

На становление христианства оказало своё влияние и язычество – через эллинизм. Эллинская философия обогатила христианство понятием абсолютного бога (в отличие от иудейского бога для избранного народа). Языческий культ дал христианству образ умирающего и воскрешающего божества, обычай воссоединения с ним через священную трапезу.

Личность Христа.Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I — II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков иписателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др. Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия» (с древнееврейского — помазанник, т.е. по священный, получивший божественную благодать). Имя Иисус, или Иегошуа, буквально означает Яхве-спаситель. Иисус был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете в провинции Галилея. Однако младенец Иисус появился не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных, в Вифлееме, куда родители направились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Волхвы и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день жизни ребенка, по иудейскому обычаю, Мария принесла в храм Иисуса для посвящения Богу. Глубокий старец Симеон, ожидавший всю свою жизнь прихода Мессии, встретил Марию с ребенком у дверей храма.

Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, Мария с мужем и младенцем бегут в Египет, где они живут до смерти Ирода. После этого Святое Семейство возвращается в Назарет, где Иисус Христос начинает проповедническую деятельность. В отроческом возрасте Иисус попадает в Иерусалим и поражает мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. Когда Иисусу было около 30 лет, в водах реки Иордан он был крещен пророком новой веры Иоанном Крестителем. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в виде голубя и раздался голос Божий: «Се есть сын мой возлюбленный». В этот момент обнаружили себя три ипостаси (буквально с древнегреческого — три лица, три сущности) единого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Затем Иисус удаляется в пустыню на сорок дней, где его искушал Сатана, предлагая ему власть и богатство. Однако Иисус устоял перед всеми этими соблазнами.

С этого времени начинается трехлетняя эпопея странствований Иисуса по землям Палестины с проповедями нового учения. Иисуссовершает чудеса, исцеляет больных, воскрешает мертвых. Он общается с отверженными, грешниками, прощая их грехи и открывая им путь к спасению. Вершиной его проповеднической деятельности явилась Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом». В Нагорной проповеди излагаются основные положения христианской нравственности: блаженны плачущие (над своим несовершенством, над своим грехом), блаженны кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду, блаженны гонимые (за веру Христову).

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли еев народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками — Тайной Вечери — Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианских церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Затем Иисус провел ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда пришли вооруженные стражники, и по указанию Иуды Искариота, поцеловавшего Иисуса, схватили Его, и Он был предан суду высшего иудейского священства Синедриону. Ученики же Христа проявили слабость и разбежались. Суд приговорил Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Однако этот приговор должен был быть утвержден наместником римского императора — прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обратился к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа закричала: «Распни его!» и потребовала по наущению иудейских первосвященников отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так сам народ, точнее толпа, приговорила Иисуса к смерти.

Иисус был распят на кресте на горе Голгофа в окружении двух разбойников. Окружающие издевались над ним, крича: «Если ты Бог, сойди с креста!». Однако он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождалось затмением Солнца и землетрясением. В этом важнейшем эпизоде жизнеописания Христа заключен глубочайший смысл: своим страданием на кресте он искупил «первородный грех». Страдания Христа открыли путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама и Евы. «Смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав», — поется в православном пасхальном каноне.

По древнееврейскому обычаю Иисус был погребен в пещере, вход в которую прикрывал камень. В воскресенье утром женщины, пришедшие помазать его тело благовониями, обнаружили, что камень у входа был отвален, а гроб Господень пуст. Ангел сообщил, что Иисус воскрес. После воскрешения Иисус явился Марии и ученикам. Они узнали его не сразу, а один из учеников — Фома даже потребовал ощупать раны от гвоздей на теле Христа, чтобы убедиться в том, что их не обманывают. Отправив своих учеников проповедовать по всему миру, Иисус Христос вознесся на небеса, предварительно предсказав свое «второе пришествие», чтобы «судить живых и мертвых». На 50-й день воскрешения Христа на его учеников-апостолов во время молитвы сошел Дух Святой в виде огня. Таким образом завершилось явление миру Троицы: Бог-Отец, создавая мир, положил основание Церкви, Бог-Сын, явившись на Землю, создал Церковь, а Бог-Дух Святой вошел в нее и продолжает в ней действовать.

Распространение и религиозное оформление христианства охватывает три этапа. Первый этап – это этап появления первых христиан, охватывает время евангельской проповеди Иисуса, приходящееся на первые десятилетия 1 в. н.э. Основные события этого периода – формирование зачатков христианского вероучения, создание первой христианской общины в Палестине, виднейшими деятелями которой являлись Иоанн Креститель (Предтеча) и Иисус, начало активной проповеди нового религиозного вероучения.

Второй этап (30-325 гг. н.э.) – это этап создания епископальной Церкви. Он знаменуется тремя крупнейшими событиями: массовым распространением христианства по всей территории Римской империи, объединением разрозненных христианских общин в централизованные религиозные организации, наконец, официальным признанием христианства римскими властями. Родившись на периферии великой империи и пройдя через страшные гонения, спустя два столетия христианство из малочисленной секты превратилось в государственную религию. В 313 году эдиктом императора Константина 1 было официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в Римской империи. Это был первый, но решительный шаг к превращению христианства в государственную религию. Завершил этот процесс в 392г. император Феодосий 1, который официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией Рима. Распространению христианства способствовало также то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию.

Третий этап в организационной оформлении христианства – этап Вселенских соборов (325-1054), т.е. собраний представителей от всех христианских Церквей.

Наиболее известны семь первых Вселенских соборов, состоявшихся в 1У-УШ вв. Их решения признаются всеми христианами. Главное содержание этого этапа – унификация, придание единства христианскому вероучению и культу.

К началу 1У века христианство решало вопросы еще большей централизации церкви, разработки собственной догматики, обрядности, росту и влияния клира, к борьбе против старых и новых ересей. В это же время христианские общины начинают обрастать обширным хозяйством: храмами, предметами культа, богослужебными книгами. Основной идеей раннего христианства был приоритет духовного очищения человека, причем был важен не сам факт исполнения или неисполнения ритуала (покаяние и крещение в Иордане), а внутренний настрой человека.

В первые три века христианская церковь только отчасти проникала за пределы Римской империи, но после становления христианства как государственной религии, оно получило возможность широкого распространения за пределами империи. Первыми приняли христианство жители стран, примыкавших к границам империи. В Африке христианство начало распространяться среди эфиопов, на Кавказе Армения, Грузия, Персия приняли христианство в У в. Среди европейских стран впереди оказались Великобритания (У1 в.) и Германия (окончательно приняла христианство в УШ в.).

С VII в христианство стало проникать в земли славянских народов. Первыми христианами среди них стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь.

Одновременно с распространением христианства среди славянских народов христианство появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия.

Особенности и источники вероучения. Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание») и в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное Предание»), Библия (греч. — книги) состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового завета. Христиане признают боговдохновенными обе эти части. Иудеи, не принявшие Иисуса в качестве ожидавшегося Мессии, признают таковыми только лишь книги Ветхого Завета. Следует отметить, что книгами в Библии принято называть не только собственно книги, но и письма, короткие послания, рассказы. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются Апокрифами. Ветхий Завет канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.

Ветхий Завет (39 книг) записан на древнееврейском языке с X по III в. до н.э. В III в до н.э. переведен на древнегреческий язык. Этот перевод известен под названием Септуагинта («перевод семидесяти»). Новый Завет (27 книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках. В VI в. полный текст Библии был переведен на латинский язык, этот перевод принято называть Byльгатой (т.е. переводом на грубую, «вульгарную» латынь). В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Основу христианского учения составляет Символ веры, составленный «отцами церкви» и утвержденный на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Этот Символ веры состоит из 12 частей или «членов», и начинается словами «Верую во единого Бога-Отца. Вседержителя. Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...». Далее Символ веры констатирует, что христианин верит и в единого Бога-Сына, ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, распятого за нас при Понтии Пилате и воскресшего на третий день и вознесшегося на небеса к своему отцу, и во второе пришествие для суда над живыми и мертвыми. Христианин также верит в Святого Духа, исходящего от Бога-Отца и говорившего через пророков; в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение, ради оставления грехов, в воскресение из мертвых и жизнь будущего века.

Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей. Каждый из этих элементов культа имеет особое назначение и выполняет свою служебную роль. На каждый из дней недели предназначены особые богослужения. В субботние и воскресные дни они проводятся торжественно, в праздничной обстановке. В среды же и пятницы службы носят печальный характер. В эти дни верующим предписывается поститься и молиться о прощении своих грехов. Только раз в году, во время «сплошных» недель, связанных с особыми событиями церковной истории, этот порядок меняется. Так образуется круг седмичного богослужения в церкви.

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

 

Литература основная:

Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., 1998.

Гараджа В.И. Религиоведение. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1995.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2006.

 

Литература дополнительная:

Апокрифы древних христиан. М., 1989.

Библия. М.,1996.

Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.,1987.

Карташов А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

Кубланов М.М. Происхождение христианства. М., 1974.

Куланов А.Е. Религии мира. М.,1996.

Ренан Э. Жизнь Иисуса.М. 1991.

Христианство: Словарь /Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1994.

Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви (Ш-ХХ вв.). СПб,. 2002.

 

 

Тема 14. Основные направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Несмотря на масштабное распростронение христианство не осталось единым. Процесс его дробления шел на протяжении многих столетий. В 1У веке между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появилась римско-католическая (вселенская) и православная (правильно славящая Бога) церковь.

С этого времени начинается противостояние двух церквей, поиски обвинений в адрес соперника. Весь католический мир подчиняется единому главе церкви – Папе Римскому. Православие же представляет собой систему автокефальных, т.е. самостоятельных, церквей. Сохраняя в основном догматы христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа.

Догматические разногласия сводились к следующим главным вопросам: восточная церковь признавала происхождение святого духа только от бога-отца, а западная – от бога-отца и бога-сына; каждая из церквей оспаривает легитимность соборов, которые происходили на территории противника (например, Константинопольский собор 381 г.). Обрядовые разногласия сводились к тому, что восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, т.к. это имело место в западной церкви, безбрачие западного духовенства, возведения диаконов прямо в епископы и др. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов, а католицизм 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом «сверх-должных дел», накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет «добрых дел» (молитвы, богослужения, по-жертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенцияпредставляет собой грамоту об отпущении грехов.

еще рефераты
Еще работы по истории